Введение
Бог создал людей, а мистер Кольт сделал их равными.
Цель книги — научить обычного российского предпринимателя делать хорошие стратегии самостоятельно и быстро. Она будет полезна, если (а) вы потеряли бизнес и хотите вернуться, (б) у вас есть бизнес, но что-то-идет-не-так, (в) у вас всё хорошо и вы хотите, чтобы это продолжалось бесконечно долго.

Сегодня стратегический процесс — это покрытая мраком тайна. До неё допущены только высшие жрецы ордена стратегов (не ниже уровня Senior). Они любят пиетет, хороший кофе и говорят на "болгарском".

В экстремальной ситуации предприниматель обращается за помощью к стратегу. А, если контакт исчерпан, вынимает из сейфа талмуд на 548 страниц и пытается найти ответ. Или просто активирует режим "бей/беги/замри".

Режим "бей/беги/замри" контрпродуктивен. 548 страниц не успевают адаптироваться к переменам. А стратеги нынче дороги. В результате предприниматели используют слабые стратегии и теряют бизнес.

Иногда, получают компенсацию как Евгений Чичваркин, Павел Дуров или Максим Спиридонов. Иногда нет. И таких миллионы.

Я хочу изменить подход к стратегическому процессу. Взять элитные стратегические навыки у корпораций и отдать обычным предпринимателям. Это мой прометей.

Прометей украл огонь небожителей и отдал простым смертным. В языке имя титана используется как собственное. Я расширяю использование до имени нарицательного: прометей — благо, взятое у небожителей и отданное простым смертным.

Продукты-прометеи вокруг нас. Прометей Мухаммада Юнуса — микрокредиты, прометей Илона Маска — космические корабли, прометей Ингвара Кампрада — дизайнерская мебель. И даже, прометей Прометея — огонь.

Первый подход к развитию персональных стратегических навыков сделал великий Ричард Румельт — он научил простых смертных оценивать качество стратегий. Румельт совершил прорыв: можно не знать, что такое стратегия, но можно сказать хорошая она или плохая. На первый взгляд звучит неправдоподобно. Можно ли оценить качество вещи, явления или предмета, если не знаешь что это такое? Можно. И мы делаем это постоянно. Не все понимают, что такое электричество, но все могут оценить качество освещения в доме.

Встав на плечи гигантов двинемся дальше. Нам мало оценивать качество стратегий. Теперь мы хотим делать хорошие стратегии самостоятельно и быстро. Я расскажу о том, как делать хорошие стратегии на ходу, практически не снимая ботфортов. Такой способ разработки называется "полевым".

Существует два подхода к разработке стратегий: кабинетный и полевой. Кабинетные стратегии создаются на базе готовых фреймов. Берете готовую модель, теорию, методологию и начинаете монотонно "вертеть рукоятку", последовательно идти шаг за шагом. Задача кабинетного стратега — сделать "правильно", то есть, в соответствии с фреймом. Проблема кабинетных стратегий в том, что они плохо стыкуются с реальностью. Например, Cirque du Soleil — икона Стратегии голубого океана — продан из-за пандемии. Полевые стратегии стартуют от проблем. Задача полевого стратега — сделать эффективно. Работали конкретным фреймов, собрали решение "на коленке" из разных фреймов или вообще обошлись без него — значения не имеет. Проблема решена? Да. Продано!

Полевой подход даёт свободу. Необязательно владеть "болгарским" и понимать разницу между позиционированием по Трауту, Котлеру и Бланку. Не нужно быть узким стратегом — функциональным, отраслевым, географическим. И можно спокойно перемещаться по уровням — от стратегии бизнеса к стратегии конкретных переговоров.

Книга пишется ломтиками прямо сейчас. Сначала в канале телеграм появляются заметки, потом они превращаются в главы. Потом главы согласовываются между собой.

Благодарю всех, кто поделится своими размышлениями, написав мне: @IgorBazylev