Упражнение в поэзии
Истиной причиной выхода из бизнеса является слабая стратегия. И, казалось бы, решение простое — "Наймите стратега и он сделает вам хорошую стратегию". Но не так все просто. Если предприниматель пожелает обзавестись стратегом, то столкнется с ограничениями:

  • Во-первых, стратегов мало.
  • В-вторых, стратеги стоят дорого.
  • В-третьих, работа со стратегом требует времени.
Это объективные ограничения, но есть и субъективное. И оно имеет решающее значение.

Лидерские качества противоположны стратегическим. Лидеры — поэты, а стратеги — прозаики. Лидеры — фантасты, а стратеги — документалисты. Лидеры — оптимисты, а стратеги — пессимисты. Лидеры — про возможности, а стратеги — про угрозы. Лидеры — про процветание, а стратеги — про выживание.

Вот очередной пример: Наша стратегия — взорвать рынок! Это не стратегия, а упражнение в поэзии.

Захватывающие метафоры, тонкие аллюзии, внушительные гиперболы — мысль понятна — лидерам нужно воодушевлять людей и поднимать их на трудовые подвиги. Но какова вероятность, что фантазирующий оптимизмом поэт, ищущий процветания в возможностях, наймет мрачного прозаика-документалиста с фокусом на угрозы выживанию? Ничтожна. Эти миры не пересекаются.

Нет кандидатов… нет денег… нет времени… мировоззренческий конфликт… и, в результате, у среднестатического российского предпринимателя почти нет шансов нанять стратега.

Резюме. Стратегия может возникнуть из двух источников: персональные стратегические навыки (предприниматель умеет делать стратегии самостоятельно и быстро) и структурные стратегические навыки (в команде предпринимателя есть профессиональный стратег). Структурные стратегические навыки почти недоступны российским предпринимателям. Остается качать персональные.

Слабая стратегия — истинная причина предпринимательских бед, но решить эту проблему "наняв стратега" почти невозможно. Чтобы сохранить себя в бизнесе нужно развивать персональные стратегические навыки. Стратегия для предпринимателя — не артефакт, а навык.

Продолжение следует…