Новое богатство
Зачем нужны персональные стратегические навыки?
У предпринимателей лишь одна функция — создавать новое богатство.
Introduction
Ветер бил в лобовое стекло. Кварталы цеплялись вонью отработанного топлива, кривыми улыбками продавцов, пустыми глазами бомжей. Серебристая торпеда рвалась из города. Мысли щупали идею. Никто и никогда не создавал такого продукта. Клиенты будут визжать от радости, а конкуренты запасаться валидолом. Пушистый сверток выскочил из-под колес. Полярная лисица? Откуда? Здесь? В центре России?

Шины жадно глотали километры. Свалка, заброшенные фермы, поля. Полчаса и полотно вклинилось в кедровый лес. Боковое стекло пошло вниз. Легкие с наслаждением втягивали свежий воздух. Фитонциды остервенело выпинывали поганую флору, массировали капилляры и разгоняли кровь. Внимание свернуло к любимой теме. Повезло с партнерами – их производственные мощности удачно дополнили маркетинговые наработки. Бизнес набирал обороты, вовлекал новых сторонников. Подключены федеральные структуры. Переговоры идут на самом высоком уровне. Взмах черных крыльев. Черный лебедь? Бред. Разве они бывают? Никогда не видел. Все лебеди белые.

Взгляд привычно выхватывал валежины, озера и тропы. Усадьба выскочила навстречу и сердце радостно сжалось. Нога чуть отпустила педаль газа. Идея совершить революцию в отрасли зрела давно. Десять лет исследований. Миллионы инвестиций. Сотни экспериментов. Завтра мир изменится навсегда. Удар. Машина поднялась в воздух. Желудок вцепился в горло. Небо рвануло к земле. Кувырок. Еще один. Голова снесла зеркало. Финиш. Перед глазами мелькнули образы. Жена. Дети. Заяц. Какой еще заяц? Заяц-мутант с акульими зубами сосредоточенно грыз морковку. Не судьба! – пришла мысль и сознание ушло на перезагрузку…

Северная лисица, Черный лебедь, Заяц несудьбы – факап может прийти в любом обличии. Погоня за фантастической прибылью превратилась в рискованную авантюру. Потрясающий продукт, глобальная империя, революция в отрасли – в прошлом. В настоящем – кровавыми кусками вытаскиваешь себя из разорванного болида. Надежды пикируют в грязь. Партнеры скрываются за горизонтом. Баланс демонстрирует глубокий минус. Создавать новое – суровое дело. Против предпринимателей играет статистика. И выигрывает чаще.
Extermination: большая история
Перебросим мостик из художественной прозы в суровую реальность.

13 мая 2018 года я вызвал "Яндекс.Такси". Приехала Nissan Almera. Водитель неприлично прилично одет и ведёт машину о-о-очень осторожно. Я спросил его о чём-то, он начал ответ со слова "полагаю".

"Полагаю"?! Я готов услышать от водителя такси, как спасти мировую экономику, как сборной выиграть чемпионат мира по футболу и прижать к ногтю Трампа, но "полагаю" — это за пределами диапазона возможного.

Я заметил:
— Вы не очень похожи на водителя такси.
Он ответил:
— Надеюсь.
И рассказал свою историю.

Он владел бизнесом. Когда Россия ввела санкции против Турции, на границе застрял его караван из Стамбула. Фрукты испортились. Страховка не покрывала политические риски. Он продал квартиру, машину и остался должен банкам значительную сумму денег. От него ушла жена, он уехал в провинцию и устроился работать в "Яндекс.Такси". Он знает, что нельзя сдаваться и надо грести, но "что делать в такой ситуации, не знает никто".

Что тут скажешь? Бизнес-сообщество живет, будто факапов не существует. Есть исключения, например, Fuckup Nights. Но это андеграундная история, а не мейнстрим. В целом, доминирует залихватский подход "Эгегей! Больше позитива, друг! Больше! Влей в бизнес свое сердце! Поверь в свои силы! Ничего не бойся! Визуализируй! Мечтай! Фантазируй! К черту всё! Берись и делай!".

Факап — не шутка. Факап ломает жизнь. Тут не отделаешься дежурным поситифчегом "Держись, дружище!". Но и впадать в отчаяние тоже не комильфо, уныние — грех. Я понимаю проблему. Накаченные позитивом предприниматели не готовы к хрусту розовых очков и не-знают-что-делать после падения. Их жизнь к этому не готовила. Они не посещали курсы "Как правильно прогореть".

Каждый уверен, что его это не коснется, что потеря бизнеса — это единичная история где-то-там.

Посмотрим в глаза суровой статистике. По данным Global Entrepreneurship Monitor в 2020 году предпринимательский корпус России составлял 13,1% трудоспособного населения. То есть, 10,8 млн. человек. При этом, из бизнеса вышли 2,7 млн. предпринимателей. Если бы им удалось сохранить себя в бизнесе, то корпус насчитывал бы 13,5 млн. человек. Значит, потери составили 20%. Такими темпами за 5 лет состав обновится на 100%.

Потеря бизнеса — это большая история.
Exploration: корни зла
Факап — штука универсальная. Мультикультурная и кросспрофессиональная. Если в бизнесе факап — это табуированная тема, то иначе в спорте. Здесь факапы — профилактика и реабилитация — часть меты.

В профессиональных секциях учат технике падения и навыкам самостраховки. После игр команды разбирают видеозаписи, чтобы понять и устранить ошибки. Никто не спрашивает, что делать после падения. Подниматься! Никто не спрашивает, что делать после травмы. Маршрут известен. Лечение — Реабилитация — Возвращение! Если не на ринг, значит, на административную или тренерскую работу.

Если бизнес — чистая мотивация, то спорт — мотивация плюс навык правильного приземления. Чтобы встать, нужно правильно упасть. Заниматься бизнесом и надеяться на то, что не придется падать все равно, что заниматься боксом и надеяться, что не прилетит в голову.

Между отчаянием и поситифчегом находится спортивное отношение к факапам.

— Ты проиграл, — говорит статистика.
— Ну это мы еще посмотрим, сейчас я сделаю работу над ошибками и вернусь на ринг, — отвечает предприниматель.

Спортивное отношение к факапам даёт второй (третий, четвертый, пятый…) шанс. Создает серийных предпринимателей. И бережет надежду на стабильный источник высокого дохода.

Давайте сделаем работу над ошибками, посмотрим видеозапись игры и исследуем причины провала.

По данным GEM в 2020 году восемь причин выхода из бизнеса.
Причины выхода из бизнеса – 2020
Очевидно, мой случайный знакомый оказался в секторе "государственная политика". И здесь бы поставить точку, обвинить "объективные" обстоятельства и глубокомысленно изречь "shit happens". Но меня смущают сравнительные цифры.

В 2020 году из бизнеса вышло 2,7 млн предпринимателей. И среди причин лидировала пандемия. При этом, в 2019 году пандемии не было, а из бизнеса все равно вышло 2,7 млн. предпринимателей.
Сравнение причин выхода из бизнеса: 2019 и 2020 гг.
Налицо парадокс. Новый фактор потери бизнеса есть, но дополнительного числа "выходов" нет. Проценты просто перераспределились. Это странно. COVID-19 увеличил физическую смертность, но коммерческая "смертность" осталась на прежнем уровне. Как такое может быть?

Между называемыми причинами и причинами истинными есть разрыв.

Причины могут быть метафорические, называемые и истинные. Художник видит факап в образах Северного лиса, Черного лебедя и Зайца несудьбы. А предприниматели винят пандемию или государственную политику. Но исследование причин провала будет неполным, если мы ограничимся называемыми причинами. Нужно копнуть глубже. Для начала, уберем из списка позитивные и условно-позитивные исходы.
Желаемые и вынужденные исходы - 2020 г.
Итак, в 2020 году 80,1% предпринимателей вышли из бизнеса вынужденно.

Внимание вопрос: есть ли общая причина?

Да. Во всем виновата стратегия.

  • За быструю адаптацию отвечает стратегия.
  • За рентабельность бизнеса отвечает стратегия.
  • За взаимодействия с органами власти отвечает стратегия.
  • За привлечение финансирования отвечает стратегия.
  • За work-life balance отвечает стратегия.
  • За сопротивление негативным случайностям отвечает стратегия.

За множеством метафорических и называемых причин вынужденного выхода из бизнеса кроется одна истинная причина — стратегия.

Стратегии бывают разные. Во время коронокризиса 20% предпринимателей увидели новые возможности. Их стратегия оказалась сильнее статистики.

Сделаем уточнение: истинная причина провалов — слабая стратегия. В 2020 году слабая стратегия вынесла из бизнеса 2,19 млн. предпринимателей.
Сильная стратегия обыгрывает статистику, слабая стратегия проигрывает статистике. Казалось бы, теперь совет очевиден — сделать сильную стратегию.

Но, по факту, предприниматели не умеют делать сильных стратегий. Если бы водитель такси мог сделать сильную стратегию, он бы сделал её. Это доказательство "от противного" — умел бы, нашел бы способ сохранить бизнес. Но навыков не хватило. Отсюда вывод…

К потере бизнеса ведут слабые персональные стратегические навыки.
Expansion: планируем вторжение
Мы быстро прошли длинный путь. Начали с метафорических причин провала, осмотрели называемые причины, докопались до истинной причины и увидели ключевое ограничение.
Все диагнозы равноценны. Пока. И на каждом уровне мы можем принять меры для улучшения ситуации. Как именно? Давайте думать.

Побороть метафору может только метафора — на этом уровне потребуется помощь госпожи Фортуны. На уровне "объективных" причин потребуются изменения инфраструктуры. Преодолеть истинную причину поможет профессиональный стратег. А справиться с ключевым ограничением — прокачка персональных стратегических навыков.
На каком уровне сфокусировать усилия? Стоит ли тереть пузико Хотею? Или следует организовать "красный крест" для предпринимателей? А, может, нанять стратега? Или качать персональные стратегические навыки?

Теория ограничений рекомендует оценивать действия с точки зрения зоны контроля и сферы влияния.Есть проблемы, которые можно решить и те, на которые бесполезно тратить ресурсы. Последуем совету великого Элияху Голдрата.

Привлечение удачи относится к неконтролируемой области. "Красный крест" для предпринимателей находится в сфере влияния. Нанять профессионального стратега находится в зоне контроля, при условии, что у предпринимателя есть достойные кандидаты, деньги и время. Развивать персональные стратегические навыки полностью находится в зоне контроля предпринимателя.
Теперь я знаю, что ответить водителю такси. Развивайте персональные стратегические навыки, делайте сильную стратегию, стройте крепкий бизнес и улыбайтесь тому, кто говорит, что вам "просто повезло".
Exploitation: шаг первый
Сильвестр Сталлоне без мечты — просто порноактер.

Потеряв бизнес предприниматель оценивается как лох, лузер и неудачник. Запустив новый проект, становится респектабельным серийным предпринимателем.

Пережившим факап не на что опереться. Есть долги, разрушена репутация, нет поддержки близких, нет веры в свои силы, нет команды. Есть только желание — вернуться, построить крепкий бизнес и создать новое богатство. Как говорит Евгений Чичваркин: я готов ко всему кроме бедности!

Эта книга посвящена развитию персональных стратегических навыков. Она предлагает специфический взгляд на потерю бизнеса. Дело не в удаче, не в "объективных" обстоятельствах, не в ограниченных ресурсах. Дело в слабых персональных стратегических навыках. Задача книги — научить среднестатистического российского предпринимателя делать сильные стратегии самостоятельно и быстро.

Персональные стратегические навыки — это фундамент стабильного источника высокого дохода. Без них предприниматели теряют бизнес и не возвращаются в игру. И это глобальная проблема, только 2020 год выявил 2,19 млн предпринимателей со слабыми персональными стратегическими навыками.

Давайте сделаем небольшой вклад в снижение коммерческой смертности.