Calltouch Challenger
Как превратить убытки в инвестиции?
Со Чжон Чжин заложил внутренние органы, чтобы добыть инвестиции. Если бы проект не взлетел, его бы размонтировали, как ноутбук «куплю-в-любом-состоянии». К счастью, всё обошлось. А вот Calltouch не повезло. Проект зафиксировал убыток в 20 млн. рублей.
Calltouch: факстори
Чтобы продемонстрировать переработку, нужен кейс. Простой приземленный факап.

Например, такой - Михаил Сутягинский построил кремниевый завод Silicium Kazakhstan и комплекс биопереработки Biohim в Казахстане, но что-то-пошло-не-так и 23 млн. евро растаяли, как улыбка Чеширского кота. … Нет, не пойдет, кейс не описан, не знаем механики факапа.

А этот пойдёт – Calltouch купил стартап, но что-то-пошло-не-так и убыток составил 20 млн. рублей – редкий случай, когда из избы выносят сор.

Спускаемся в ад и разбираем факстори.
Факстори Calltouch
От стартапа до факапа
Стартап
Сервис Calltouch стартовал в 2012 году. С каждым годом увеличивали выручку. Прибыль вкладывали в развитие. Стали лидером рынка в России. Команда превысила 100 человек.
Прибыль
В начале 2015-го прибыль стала оставаться после реинвестирования. Идём на шопинг – решили в Calltouch – и купили проект Roirs за 20 млн. рублей
Факап
Что-то-пошло-не-так и проект заморозили. Талантов перевели на Calltouch. Там же добавили функциональность. Убыток зафиксировали.
Команда сделала ретроспективу и покаялась.

  1. «Мы очень поверхностно изучили проект Roirs перед покупкой.»
  2. «Мы не продумали детально бизнес-модель проекта с учетом специфики бизнеса.»
  3. «Мы не провели аудит кода и не оценили, сколько ресурсов нужно на правильный менеджмент по Roirs.»

По щелчку мыши выводы трансформируются в задачи.

  1. Глубоко изучить проект перед покупкой.
  2. Детально продумать модель бизнеса с учётом специфики продукта.
  3. Провести аудит кода и оценить сколько ресурсов нужно на правильный менеджмент.
Согласны?
Calltouch: переработка факапа
Кто лучший коуч вселенной? Тони Робинс? Стивен Кови? Маршалл Голдсмит? Нет. Черный лебедь, Полярная лисица и Заяц несудьбы. Работают в «FuckUp Expirience». Общество с Неограниченной Ответственностью. Мотивируют так, что игнорировать невозможно.

Давайте представим, что в баре встретились легендарные коучи и команда Calltouch. Какой разговор мог бы получиться? Торопиться не куда. Счёт оплачен.

— Что здесь сейчас хуже всего?

Проект Calltouch зафиксировал убыток в размере 20 млн. рублей.

Расскажи мне больше…

Смерть Кощея на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе… всё сложно. Чтобы убить факап, нужно вскрыть Платоническую складку… всё просто.

Платоническая складка –лучший инструмент для аутопсии факапа. Вскрываем тело. Видим три крупных разрыва между тем, что «Мы думали…» и «Оказалось, что…».
Почему для вас это так важно?

Я хочу, чтобы следующие 20 млн. были инвестированы правильно.

Что можно сделать?

Без специальных инструментов тяжело переработать факап правильно. Возвращаемся к антикризисному плану команды Calltouch.

Чтобы появилось время для нового проекта нужно … ТА-ДАМ! …

  1. Глубоко изучить проект перед покупкой.
  2. Детально продумать модель бизнеса с учётом специфики продукта.
  3. Провести аудит кода и оценить сколько ресурсов нужно на правильный менеджмент.

Как говорит Рон Уизли, «Ээээээээээээээээээ ………………………………».

Спасает Гермиона Грейнджер.

— Краббе и Гойл делали экспертизу? Здесь вывод не следует из довода! – Герминона захлопнула книгу, губы поджались, а взгляд победно скользнул по окружающим.

— Спасибо, Гермиона!

Она, конечно, перегибает палку, но согласен. Страхует ли план от наступания на те-же-самые-грабли под названием «Проект падает, а разгребать некому»? Можно потратить любое количество времени ДО покупки ресурса – провести неделю в офисе, пообщаться с клиентами, нарисовать три альтернативных модели бизнеса. И это не имеет отношения к тому, что происходит ВО ВРЕМЯ реализации проекта, когда ящик Пандоры открыт.

Попробую сказать иначе.

  • Сначала, Roirs хотели интегрировать в Calltouch. Когда стало известно, что это невозможно, продукт решили развивать самостоятельно. Логично? Логично. (Если Roirs нельзя интегрировать, то будем развивать его самостоятельно.)
  • Сначала Михаил Федоринин считал, что сможет подключаться к управлению проектом Roirs. Когда оказалось, что это невозможно, решили глубже изучать проект перед покупкой, детально продумывать модель бизнеса, проводить аудит и оценку ресурсов на правильный менеджмент. Логично? Нет. (Если у Михаила Федоринина не хватает времени, то…)

Сделаем паузу, расскажу о простом критерии, для определения качества вывода. Даже Краббе и Гойл его поняли. Не сразу, конечно…
Calltouch: критерий Краббе и Гойла
Правильный вывод – не стенания по прошлому. Правильный вывод – не зарубки на будущее. Правильный вывод – руководство для настоящего.

Текущий план Calltouch – рассказ о прошлом и будущем – предполагает, что КОГДА в СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ соберемся покупать проект, то ПРЕДВАРИТЕЛЬНО:

1. Изучим проект по Марианскую впадину.
2. Продумаем модель бизнеса до последнего пикселя.
3. Разберем и соберем код трижды (а заодно и управленческие ресурсы оценим).

Предполагается, что при помощи этого плана Calltouch – со второй попытки – станет мультипродуктовой компанией. Потом. Когда пожелает распределить следующие 20 млн.

Однако, если верить Элизабет Мосс Кантер, спираль факапа запущена. Дементор плывет из Азкабана. Пора действовать. Уже.

Краббе и Гойл рекомендуют отказаться от «плана на будущее» и подумать о нехватке времени Михаила Федоринина. Например, время нужно купить. Помните фильм «Время»? Там минуты и секунды были валютой. Вариант правильного ответа – руководитель для продукта Calltouch. Он высвободит время основателя. Даст возможность работать над новым проектом. А опыт основателя сделает компанию мультипродуктовой.

— Мы потеряли 20 млн из-за самоуверенности, – утверждают в Calltouch – нужно быть скромней.

— Ха, – смеются «FuckUp Experience» – робостью хотите взять планку мультипродуктовой компании? В материнском продукте нужны ключевые фигуры. Чтобы скилы фаундера приложить к новому продукту. А для этого нужно время.

В портфеле Илона Макса разные проекты. В SpaceX – погружен с головой. В Tesla опирается на сильную инженерную команду. За SolarCity присматривает. Hyperloop курирует. Neuronlike формирует. Можно заниматься разными проектами – интегрированными / дезинтегрированными – если в материнском продукте есть ключевые фигуры. При запуске нужен сильный фаундер.
Calltouch: от факапа до стартапа
Чтобы довести переработку факапа до завершения, нужно интегрировать новые знания в систему Getting Thing Done. К счастью, делается это просто.

  • Шаг 1. Преобразовать инсайт в проект при помощи Техники естественного планирования.
  • Шаг 2. Реализовать проект при помощи Пяти шагов управления рабочим процессом.

Убытки становятся инвестициями.

Специальный комментарий

Понимаю, что технологи предпочитают Scrum, а не GTD. У меня нет возражений против замены GTD на Scrum. Другое дело, что возражать может Scrum, поскольку рабочей единицей Scrum'а является не человек, а команда.